МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ, ст.1
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Большой юридический словарь
Согласно названному Закону, территории М. о. - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других М. о. - устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Закон гласит, что территорию М. о. составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах М. о. независимо от форм собственности и целевого назначения. Иначе говоря, неважно, находятся ли земли в муниципальной, государственной, частной или иной собственности, в границах данного М. о.: все они в совокупности образуют его единую территорию. (С. А.)
Вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения внутригородских муниципальных образований, установления или изменения их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и СанктПетербурге объединение или преобразование внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий определяется законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга.
Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации (см. также территории местного самоуправления, Территория муниципального образования).
Источник: Толковый словарь градостроительного законодательства.
Источник: Энциклопедия юриста
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" можно выделить несколько необходимых признаков для признания отдельных территорий муниципальными образованиями. Во-первых, осуществление на территории местного самоуправления, т.е. решение населением самостоятельно и под свою ответственность вопросов местного значения. См. Местное самоуправление.
Во-вторых, наличие муниципальной собственности и местного бюджета - финансово-экономической основы для решения вопросов местного значения.
Третий признак - наличие выборных органов местного самоуправления См. Выборный орган, Органы местного самоуправления.
Основными функциями муниципальных образований являются осуществление нормотворческой и контрольной деятельности, обеспечение реализации законодательства на местном уровне; владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов; обеспечение комплексного социально-экономического развития территории; обеспечение и содержание социальной и инженерно-коммунальной инфраструктуры территории, оказание полного комплекса услуг населению, охрана общественного порядка, обеспечение законности.
Каждое муниципальное образование должно иметь устав, в котором определяются его границы, вопросы, находящиеся в ведении муниципального образования, формы участия населения в решении вопросов местного значения, система органов местного самоуправления и другие вопросы. См. Устав муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы муниципальных образований утверждаются субъектами Российской Федерации. См. Территория муниципального образования.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
Внутригородская территория города федерального значения - один из видов муниципального образования, представляющий собой часть территории города федерального значения (субъекта РФ), в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных для такого вида муниципальных образований вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые федеральными законами и законами субъектов РФ. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории отдельных государственных полномочий.
Административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта РФ находится представительный орган соответствующего муниципального образования. Административным центром муниципального района может считаться город, поселок либо городской округ, расположенный в границах муниципального района.
Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Юридическая энциклопедия
Наделение м.о. статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.
Границы территорий м.о. устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными данным Федеральным законом. Основные из них таковы:
территория субъекта РФ разграничивается между поселениями;
территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ;
территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района;
наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, при этом учитываются перспективы развития.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Термин «муниципальное образование» был введен в юридическую практику Гражданским кодексом Российской Федерации, а определение приведено в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ.
Это определение сформулировано исходя из норм Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций» (ч. 1 ст. 131); «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ч. 1 ст. 130); «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130); «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» (ч. 1 ст. 132).
Вместе с понятием «муниципальное образование» в учебной и научной литературе часто используется понятие «муниципалитет», которое в европейских странах принято относить, прежде всего, к урбанизированным муниципальным образованиям, имеющим статус города или поселка городского типа. Однако в российском законодательстве понятие «муниципалитет» практически не используется, из-за чего не проводится правовых различий между городскими и сельскими муниципальными образованиями.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ст. 2) не дает содержательного определения самого термина «муниципальное образование». В нем указывается лишь (ст. 2), что все муниципальные образования разделяются в правовом отношении на три типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ.
Еще одним, особым типом муниципальных образований являются внутригородские территории в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге (см. Внутригородская территория города федерального значения).
Поселение — это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией (см. Поселение).
Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией (см. Муниципальный район).
Межселенная территория — это территория, не входящая в границы поселений (см. Межселенная территория).
Городской округ — не входящее в состав муниципального района городское поселение (см. Городской округ).
Каждый тип муниципального образования согласно Федеральному закону 2003 г. наделяется своим перечнем решаемых вопросов местного значения, а также своим составом муниципального имущества и своими источниками доходов. При этом городской округ решает вопросы местного значения и поселения и муниципального района.
Муниципальные образования могут быть очень разными, но каждое из них представляет из себя сложную многокомпонентную систему с разнообразными внутренними и внешними связями.
При установлении размеров территории и границ каждого муниципального образования необходимо учитывать принципы формирования территории муниципального образования (см. Принципы формирования территории муниципального образования).
Федеральный закон 2003 г., в отличие от Федерального закона 1995 г., установил четкий порядок и процедуры изменения границ (см. Границы муниципальных образований) и преобразования муниципальных образований (см. Преобразование муниципальных образований).
Все муниципальные образования подлежат включению в единый реестр муниципальных образований РФ (см. Реестр муниципальных образований Российской Федерации). Ведение реестра возложено на специально уполномоченный государственный орган. Включение муниципального образования в реестр и исключение из реестра осуществляется на основании заявления муниципального образования и по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
На 1 января 2010 г. в Российской Федерации насчитывалось 23907 муниципальных образований, из них: 1739 городских поселений, 19591 сельских поселений, 1829 муниципальных районов, 512 городских округов и 236 внутригородских муниципальных образований.
Порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ определяется законодательством субъектов РФ с учетом мнения населения (см. Преобразование муниципальных образований, Границы муниципальных образований).
Н. Н. Мусинова
Список литературы Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 г. — Ст. 130, 131.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. — Глава 2.
Замотаев А. А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. — М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999.
Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр.
и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С.48–57.
Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — М.: ЭКСМО, 2010.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия