РЕКЛАМА
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Федеральный закон от 18.07.95 N 108-ФЗ, ст.2
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар
Источник: Большой юридический словарь
Основными средствами Р. являются рекламные объявления, информационные материалы, пресс-релизы, информационные письма, каталоги, рекламные фильмы, товарные знаки, фирменные стили, выставки и т.д. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе" от 14 июня 1995 г. Р. - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Р. должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как Р. непосредственно в момент ее представления, т.е. не быть скрытой; Р. должна распространяться на русском языке или на языке какого-либо из народов РФ, не нарушать чьих-либо исключительных прав, не должна побуждать граждан к опасным и противоправным действиям. Запрещается Р. товаров и услуг, не прошедших обязательной сертификации или лицензирования, а т.ж. запрещенных к производству и реализации. Закон "О рекламе" определяет несколько видов ненадлежащей (т.е. недопустимой) Р.: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная. Закон т.ж. детально регламентирует особенности подачи (размещения) Р. в различных видах средств массовой информации, содержания Р. отдельных видов товаров и услуг и обращенной на отдельные категории потребителей.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Основными субъектами рекламной деятельности являются: рекламодатель - лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения Р.; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полное или частичное приведение Р. к готовой для распространения форме; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение Р. путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств теле- и радиовещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами; потребители Р. - лица, до сведения которых доводится или может быть доведена Р., следствием чего является или может являться соответствующее воздействие Р.на них.
Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя, в частности, перед потребителями Р. четко разграничена по критерию вины за сделанное. Так, рекламораспространитель (чаще всего в этом качестве выступают СМИ) несет установленную ответственность лишь "в части, касающейся времени, места и средств размещения Р.". Вопросы ответственности основных субъектов рекламной деятельности обычно возникают по поводу так называемой ненадлежащей Р., к которой Закон относит недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную Р.
Недобросовестная Р. "содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента или конкурентов".
Недостоверная Р. - та, в которой, например, используются термины в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и т.п., если их невозможно подтвердить документально.
Неэтичная Р. содержит, в частности, оскорбительные выражения, образы "в отношении расы. национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц".
К ненадлежащей Р. относится и так называемая скрытая Р. - Р., оказывающая не осознаваемое потребителем воздействие, в том числе путем использования в теле- и радиовещании, а также в кинопродукции специальных видеовставок (двойной звукозаписи).
Отдельный вид Р. - социальная Р. Она "представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей". В такого рода Р. не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной Р., передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной Р. признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами.
Закон о Р. содержит ряд требований, определяющих различный правовой режим рекламной информации в зависимости от форм ее распространения. Так, по отношению к теле- и радиопрограммам существуют определенные ограничения, призванные защищать интересы телезрителей и радиослушателей. В частности, не допускается прерывать Р.: детские и религиозные передачи, образовательные программы более чем один раз в течение 15 мин на период, не превышающий 45 с; радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей; иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 мин. Распространение Р. одного и того же товара, а равно Р. о самом рекламодателе не должно осуществляться более чем 2 раза общей продолжительностью не более чем 2 мин в течение часа эфирного времени на одной частоте вещания. В теле-, радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. Р. не должна превышать 25% объема вещания. От лица государства контроль за соблюдением законодательства РФ о Р. осуществляют МАП и его территориальные подразделения. МАП: предупреждает и пресекает факты ненадлежащей Р.; направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания прекратить нарушения законодательства РФ о Р., решения о контррекламе (т.е. опровержении ненадлежащей Р., распространяемом в целях ликвидации вызванных ею последствий). За неисполнение в срок этих предписаний, а также решений о контррекламе МАП наделен правом налагать штрафы в размере до 5 тыс. МРОТ; направляет материалы о нарушениях законодательства РФ о Р. в органы, лицензирующие соответствующие виды деятельности; направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений в области Р. УК содержит ст. 182 "Заведомо ложная реклама", предусматривающую строгую уголовную ответственность - лишение свободы на срок до 2 лет за использование в Р. заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.
Наконец, МАП и его территориальные органы правомочны предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей Р., в связи с нарушением законодательства РФ о Р.и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей Р.
Общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц (органы саморегулирования Р.) наделены широкими возможностями влиять на состояние дел в области Р. В частности, они привлекаются к участию в разработке требований к Р., в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов; производят независимую экспертизу Р. на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства и направляют соответствующие рекомендации заинтересованным участникам рекламной деятельности; направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства РФ о Р. Важнейшее правомочие органов саморегулирования в области Р. - предоставленная им возможность обращаться с исками в суд, арбитражный суд.
При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей Р. суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести его решение до сведения указанных потребителей через СМИ или иным образом в установленный им срок. С февраля 1995 г. при ТПП действует Общественный совет по Р. В апреле 1996 г. создан Попечительский совет Общественного совета по Р. в целях поддержки и развития процессов рекламного саморегулирования, повышения роли рекламных объединений, представителей СМИ и общественности в цивилизованном развитии отечественной Р. В составе Попечительского совета - ТПП, Союз журналистов России, Российская ассоциация рекламных агентств, Международная конфедерация обществ потребителей и другие известные общественные структуры. В 1995 г. основные российские участники рекламной деятельности одобрили Международный кодекс рекламной деятельности, известный как Кодекс МТП. Он является инструментом саморегулирования Р. в 17 странах Европы. Пять из его 19 статей посвящены вопросам ответственности субъектов рекламной деятельности перед потребителями и обществом.
Источник: Энциклопедия юриста
Общие требования к рекламе приведены в ст. 10 указанного Закона, согласно которой размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.
Реклама на территории Республики Беларусь должна размещаться (распространяться) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио, телевидении или в печатных изданиях, осуществляющих деятельность исключительно на иностранных языках, рекламу зарегистрированных товарных знаков и (или) знаков обслуживания, а также на рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках, либо приглашение на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками. В рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках.
На рекламу средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы этого товара. Данное требование не распространяется на рекламу средства индивидуализации товара, если оно используется также для обозначения иного товара, не ограниченного и не запрещенного к рекламированию, организации или гражданина и в рекламе содержится указание на такой товар, организацию или гражданина.
Реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является гражданин, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, - также его фамилию и инициалы. В случае, если рекламодателем являются иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин либо лицо без гражданства, при отсутствии у них учетного номера плательщика в рекламе вместо такого номера указывается название страны и населенного пункта, на территории которых имеется место нахождения или постоянного проживания рекламодателя. Указанные требования не распространяются на рекламу, размещаемую (распространяемую) на телевидении и радио, а также на рекламу, размещаемую (распространяемую) в сети Интернет и содержащую ссылку на сайт, на котором размещены указанные в данном пункте сведения.
Реклама, содержащая информацию о юридическом лице Республики Беларусь, допускается только при наличии у этого юридического лица свидетельства о его государственной регистрации. Реклама, содержащая информацию об иностранном или международном юридическом лице (организации, не являющейся юридическим лицом), допускается только при наличии у этого юридического лица (организации) документа, подтверждающего его (ее) регистрацию (легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения). Реклама, содержащая информацию о гражданине, деятельность которого требует государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством, допускается только при наличии у этого гражданина свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Реклама, содержащая информацию о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию, допускается только при наличии у этой организации или этого гражданина соответствующего специального разрешения (лицензии) (далее - лицензия) на осуществление данного вида деятельности. Реклама, содержащая информацию о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию, должна содержать регистрационный номер лицензии, дату принятия решения о ее выдаче, срок действия и наименование органа или государственной организации, выдавших лицензию. Данное требование не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио, а также на рекламу, размещаемую (распространяемую) в сети Интернет и содержащую ссылку на сайт, на котором размещены вышеуказанные сведения.
Реквизиты лицензии, предупредительные надписи и иная обязательная к размещению в рекламе информация должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой размещается информация. Сноски, используемые в рекламе для уточнения содержащейся в ней информации, должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины размера шрифта уточняемого текста.
Реклама не должна поощрять, пропагандировать культ насилия и жестокости или побуждать к насилию, жестокости, опасным действиям, способным нанести вред здоровью граждан, имуществу государства, организаций или граждан либо угрожающим их безопасности, и иным действиям, нарушающим законодательство, а также содержать обещание или гарантию либо высказывать предположение о будущей эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности. Использование в рекламе сведений об эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности за предшествующий период допускается при наличии у рекламодателя данных статистической отчетности или бухгалтерского баланса, достоверность которых подтверждена аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем).
В рекламе не допускается использование:
1) фамилий, собственных имен и отчеств (далее - имя), псевдонимов, образов или высказываний граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей, если иное не предусмотрено данным Законом или Президентом Республики Беларусь;
2) образов или высказываний медицинских или фармацевтических работников, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, за исключением такого использования в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая размещается (распространяется) в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий либо в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников;
3) наименований организаций, товарных знаков и (или) знаков обслуживания, эмблем и иной символики, изображения имущества организаций или граждан лицами, не имеющими права на такое использование;
4) иной информации, которую в соответствии с законами, актами Президента Республики Беларусь или действующими для Республики Беларусь международными договорами не допускается использовать в рекламе.
Не допускается реклама:
1) товаров, запрещенных к производству и (или) реализации в соответствии с законодательством, или деятельности, осуществление которой запрещено законодательством;
2) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, но не имеющих документа об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
3) наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров в целях незаконного их использования;
4) предложений органов и (или) тканей человека;
5) порнографических материалов, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера;
6) направленная на вовлечение потенциальных жертв в торговлю людьми, предоставление сексуальных услуг под видом законной деятельности, антиобщественное поведение;
7) прямо или косвенно раскрывающая сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь;
8) заменителей грудного молока (детских молочных смесей) в средствах массовой информации, за исключением размещения (распространения) такой рекламы в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников;
9) работ, услуг (деятельности) гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей, иных лиц, объявляющих себя или считающихся способными предсказывать события, воздействовать на людей, духовный мир, имущество, окружающую среду путем использования сверхъестественных способностей или сил;
10) услуг сексуального характера, в том числе под видом психологической помощи, общения, релаксации, массажа, приятного времяпрепровождения, иной законной деятельности.
В помещениях, в которых располагаются государственные органы, за исключением органов внешних сношений Республики Беларусь, не допускается размещение (распространение) рекламы, за исключением рекламы государственных организаций и рекламы, размещаемой (распространяемой) в таких помещениях посредством телевидения, радио или печатных изданий.
Размещение (распространение) рекламных материалов, ввезенных на территорию Республики Беларусь с нарушением таможенного законодательства, в том числе без уплаты таможенных платежей, не допускается.
См. также Контрреклама; Наружная реклама; Недобросовестная реклама; Недостоверная реклама; Неэтичная реклама; Потребители рекламы; Реклама алкогольных напитков и табачных изделий; Реклама ветеринарных услуг; Реклама в средствах массовой информации; Реклама культурно-зрелищных мероприятий; Реклама лекарственных средств, методов, средств, работ и услуг в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и протезирования, медицинской техники и изделий медицинского назначения, медицинских технологий, биологически активных добавок к пище, косметических средств и некоторых иных товаров; Реклама лотерей, игр, пари; Реклама на транспортном средстве; Реклама оружия и продукции военного назначения; Реклама о трудоустройстве и учебе граждан Республики Беларусь за границей; Реклама пива и слабоалкогольных напитков; Реклама риэлтерских услуг; Реклама с использованием электросвязи; Реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств организаций и (или) граждан; Рекламная игра; Рекламодатель; Рекламопроизводитель; Рекламораспространитель; Скрытая реклама; Социальная реклама; Средство наружной рекламы.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009